Конечно, «работа» – понятие намного более широкое и емкое, нежели «зарплата». Однако нельзя отрицать, что и последнее, извините за каламбур, занимает далеко не последнее место в нашей жизни. И существенно влияет на выбор места зарабатывания денег. Япония любит сидеть, а США – бегать
Придется разочаровать тех, кто рассчитывал найти конкретные рекомендации с конкретными цифрами – их не существует. Точнее, для каждой страны и даже специальности они – свои.
Классический пример – Япония. Там приветствуется оседлость и корпоративность каждого работника, и считается самым правильным работать на одном месте как можно дольше, можно и всю жизнь. И чем дольше он работает в компании, тем выше его зарплата. У наемного работника нет необходимости менять фирму-работодателя в поисках более высокой зарплаты.
А вот в Европе считается оптимальным оставаться на одном месте 3–4 года и не более. Европейские психологи утверждают, что за это время работник имеет возможность освоиться, максимально проявить себя и исчерпать материальные ресурсы работодателя, то есть подняться до максимально возможной оплаты своих знаний и опыта.
В США, стране еще более динамичной, чем классическая Европа, этот отрезок времени сокращен до двух лет. И если за столь короткий отрезок времени работник не продвинулся по профессиональной лестнице, он становится неинтересен работодателю.
Что же касается Украины, России и других постсоветских стран, – тут нет абсолютно никакой научно обоснованной теории о том, сколько же надо работать на одном месте. Работодатели ведут кадровую политику каждый на свой вкус. А вот благосостояние наемного работника зависит не от общей, а от его собственной ментальности. Главное – не путать смену компании и профессиональный рост.
Ведь можно часто менять работу на практически равноценную, ничего существенно при этом не выгадывая. Просто есть люди, которым надоедает сидеть на одном месте, видеть одни и те же лица, заниматься одними и теми же делами, ездить по одному и тому же маршруту. В России им даже имя придумали – job-seeker, профессиональный соискатель. Отношение к ним в странах, где во времена СССР приветствовалась оседлость и трудовые династии, негативное – «летуны» всегда были непопулярны. Если же в течение года-двух работнику не повышают зарплату, то тут двух мнений быть не может – надо искать другое место. Но чтобы стать богатым, сменить работу явно недостаточно. Надо изменить психологию. Настроение влияет на зарплату
По мнению психолога Марины Тумовской, бедные люди бедны не потому, что мало зарабатывают. Они не мыслят себя вне состояния бедности, и не могут представить, что и они могли бы иметь много денег, одеваться в дорогих магазинах и покупать дорогие продукты. Если человек страдает синдромом бедности, он подсознательно выбирает низкооплачиваемую, но стабильную работу, как правило, в государственных учреждениях. И не идет ни на какой риск: не меняет профессию или род деятельности, не «суется» в рискованные проекты, не берет на себя большой ответственности и уж, конечно, не ведет собственное дело. В этом случае смена работы может происходить только в этих жестких рамках, так что идет вариант «меняю на равноценную, но с небольшой доплатой».
Таким образом, человек обрекает себя на гарантированную бедность. И пока он этого не осознает и не изменит свой менталитет, давать ему советы, как заработать больше и как разбогатеть – нелепое занятие.
Прежде всего, надо проявлять деловую активность, постоянно повышая свой профессиональный уровень. И находиться в поиске более денежной работы. Если она подвернется, не бояться менять уклад своей жизни. Тем более, если прибавка к жалованью существенна. Если же работник почувствует, что достиг «потолка», он может подрабатывать на нескольких работах.
Работа по совместительству – верный путь к увеличению своих доходов, главное – не быть пассивным и смирившимся, дескать, «хлебные» места достаются только «своим», а я все равно не найду высокооплачиваемую работу, так что и стараться не стоит.
И еще Марина Тумовская подчеркивает один важный момент в исправлении психологии бедности – это отношение к экономии. Когда на что-то не хватает денег, богатые считают, что надо больше зарабатывать, бедные – надо меньше тратить.